Лекция 1 "Введение в историю колдовства"
Хотя о колдовстве пишут достаточно много, но практически оно почти не исследовано. Представление большинства людей о ведьме основывается на мультфильме Диснея или миров Гарри Поттера, где они видят сопровождаемую котом старую каргу в остроконечной шляпе, с помелом, вонзающую длинные костлявые пальцы в оцепеневшую жертву - ложное представление, к тому же ежегодно укрепляемое традиционным карнавалом в День Всех Святых. Различия между данным видом колдовства из книжки комиксов, являющимся не более, чем простым чародейством, и тем колдовством, которое в свое время считалось христианской ересью, обычно завуалировано. В предмете предпринята попытка беспристрастного, логически последовательного изложения истории колдовства, от его начала в XV в, к вершине около 1600г. до завершения в XVI в. Поскольку колдовство является христианской ересью, материал "Энциклопедии" четко ограничен Западной Европой и кратковременной вспышкой колдовства, случившейся в Салеме. Колдовство не является разделом антропологии, мифологии или фольклора, хотя демонология входит в него составной частью, но его связь с магией, равно как и с современным сатанизмом достаточно ограничена. Фактически колдовство относится к сфере деятельности теологов. Чародейство, распространенное в Африке, Центральной и Южной Америке и других местах, в курсе также не рассматривается.
Хотя за тысячу лет каждодневного употребления слова "ведьма" и "колдовство" несколько раз меняли свое значение, сегодня "колдовство" вернулось к своему первоначальному определению, соединяющему черты магии и чародейства, резко расходясь с тем ограничительным толкованием, которое вкладывалось в него в XVI и XVII веках. Если бы под колдовством никогда не подразумевалось ничего большего, чем искусство "потрепанной, старой, беззубой карги с ввалившимися глазами, бродившей по улицам, опираясь на клюку", то Европа не страдала бы на протяжении трех столетий (с 1450 по 1750г.) от самого потрясающего кошмара, отвратительных преступлении и величайшего позора западной цивилизации, всеобщего ослепления, которое когда-либо претерпевал homo sapiens - человек разумный. Обычное сообщение, слух или сплетня являлись достаточным основанием для вынесения обвинения в колдовстве, арестованные: подвергались пытке до тех пор, пока не признавали свою вину. Если же сплетня не принималась во внимание, то это также считалось признаком виновности. Какая пропасть разделяет ведьму из сказки братьев Гримм "Гензель и Гретель" и ту, против которой самые искушенные умы Западной Европы на протяжении трех столетий мобилизовывали все ресурсы церкви и государства! "Германия почти полностью покрыта кострами, сложенными для ведьм", - писал примерно в 1600г. один искушенный судья по ведьмам. "В соответствии с отчетом, в S Швейцарии исчезли многие деревни. В Лота-' рингии путешественники могут видеть тысячи и тысячи столбов, к которым привязаны ведьмы". Нельзя усомниться в том, что старая карга была неприятной, нежелательной и злой женщиной, но сама по себе она представляла не большую опасность для общества, чем в наше время цыгане, пользующиеся дурной известностью из-за своей бродячей жизни, мошен-, ничества и ворожбы. Однако власти уделяли I нейтрализации колдовства такое большое внимание, что наконец перестали сомневаться в том, что нападение неизбежно. Та, на которую с 1450 по 1750г. вели охоту инквизиторы, церковные и светские суды, была вовсе не старой каргой, а членом некоего международного движения, мощной разрушительной силой, 'действовавшей день и ночь ради разрушения i истинной религии и против установления Царства Божия. Велики силы зла, и их власть всюду, где нет Христианского Бога и Христианского Дьявола. Пособничество Сатане было 'более тяжким преступлением, чем государственная измена, поскольку земная жизнь человека представлялась ничтожной перед будущей вечной жизнью. Колдовство являлось преступлением против Господа, и поэтому оправдывались любые средства по его искоренению. Следующие примеры, внешне похожие друг на друга, помогут прояснить историческую концепцию колдовства, представленную в данной лекции, показать ее отличие от современного расширительного толкования чародейства и магии, а также различия между еретиком и колдуном. Первый пример взят из процесса в Сент-Осайте (Эссекс, Англия, 1582). Перед выездной сессией в Челмсфорде предстали четырнадцать женщин, в основном по двум видам обвинений: наведении порчи и убийстве путем околдования. Большинство из них время от времени ссорились с соседями, поэтому, если у кого-то случалось несчастье с коровами или с гусями, или же не сбивалось масло, подозрение падало на них. Кроме того, нескольких женщин обвинили в вызывании смерти путем колдовства. Так м-с Гаррисон, жена священника, считала, что ряд несчастий, включая ее собственное слабое здоровье, были связаны с колдовством Агнесс Херд. Ее муж пообещал допросить подозреваемую: "Ты, гнусная шлюха! Я знаю, что ты околдовала мою жену, и, как Бог свят, если ты еще раз побеспокоишь ее, я переломаю тебе все кости. И, кроме того, я постараюсь, чтобы тебя повесили". Через несколько месяцев м-с Гаррисон снова заболела, и ее подозрения относительно Агнесс Херд усилились. "Супруг мой, да благословит Господь тебя и твоих детей, поскольку я теперь полностью уверена в ее гнусностях". Через два дня м-с Гаррисон умерла, ее последними словами были: "О, Агнесс Херд, Агнесс Херд, ты погубила меня". Агнесс Херд была привлечена к суду и, к удивлению многих, оправдана. Другой пример - из Тринга (Лестершир, Англия, 1757). Руфь Осборн и ее супруг, были старыми и бедными людьми, сторонниками малопопулярного мятежа Стюартов 1747 года, имевшими репутацию колдунов. Если у кого-то случались неприятности, в них обвиняли Осбор-нов. Особенно яростно их обвинял фермер по имени Баттерфилд- Однажды матушка Осборн попросила у него немного пахты, "но Баттерфилд ей очень грубо ответил, что у него не хватает даже для своих боровов. Это возмутило старую женщину, которая отправилась восвояси, заявив были едины с европейскими католиками. Решение помогать Сатане, побуждавшее ведьму к заключению договора, закономерно вытекало из ее греховности, вследствие чего хитроумная ведьма должна пытаться обманывать людей, ведя добродетельный образ жизни. Поэтому в колдовстве мог быть обвинен и тот, кто никогда не ходил в церковь, и тот, кто регулярно посещал службы. Их объединяло мысленное отрицание всемогущества Господа и, как следствие, присоединение к тем духовным силам, которые церковь именовала порочными. Таким образом, договор, заключенный с Дьяволом или соглашение действовать против христианского Бога и христианской церкви становились "преступлением совести", то есть преступлением, совершаемом мысленно или в воображении. Изначально колдовство не было связано с конкретными действиями, оно относилось к мировоззрению и идеям: никто никогда не видел ведьму, летящей на помеле, но тысячи людей описывали, как и почему она летала. Агнесс Херд была привлечена к суду не за колдовские действия, а за свои убеждения, попытку инакомыслия. На практике же в Англии (в отличие от Франции или Германии) ведьму обычно обвиняли в причинении конкретного зла. Практические действия замещали их теоретическое толкование. Однако английские теоретики единогласно утверждали, что ведьму можно определить только, если был заключен союз с Дьяволом. И преступлением считался именно данный теоретический договор, а не фактически совершенное зло. Известный протестантский проповедник Джордж Гиффорд обобщил это следующим образом: "По слову Господнему, ведьму следует придать смерти, но не потому, что она убивала людей - поскольку она не способна на это, если только не является той ведьмой, что убивает с помощью яда, который она или получает от дьявола, или он учит ее изготавливать ее, - а потому, что она заключила договор с дьяволами". На основании подобных утверждений "белая ведьма", постоянно делающая добро своим соседям, проклиналась так же, как и действительно порочная ведьма. Один из самых прославленных протестантских теологов, Уильям Перкинс, в свое время почитавшийся вторым после Кальвина, писал: "Подобным образом, хотя ведьма во многих отношениях полезна и не причиняет зла, но творит добро, но уже потому, что она отреклась от Господа, своего господина и повелителя, и связала себя службой врагам Господа и врагам церкви его, единственным достойным ее уделом является смерть, назначенная ей от Господа, она не должна жить". Таким образом, колдовство отличается от чародейства тем, что оно является разновидностью религии. Колдовство ограничивается пределами нескольких стран западной Европы, прежде всего Францией, Германией, Шотландией, Англией, до некоторой степени Италией и Голландией. Скандинавские страны, Ирландия и (по другим причинам) Испания были фактически свободны от заблуждения. Колдовство было ограничено во времени, скажем, периодом с 1484г. (публикацией буллы папы Иннокентия, открывшей ворота для преследований за ведьмовство) по 1692г. (салем-ские судебные процессы), включая начальный и заключительный периоды примерно по пятьдесят лет в каждую сторону. Колдовство подвергалось безжалостным нападкам как со стороны светских, так и церковных властей, в результате чего законодательным путем были умерщвлены десятки тысяч человек В отличие от колдовства, чародейство носило более универсальный характер: аэндорская волшебница вызывает по просьбе Саула дух Самуила, Медея околдовывает драконов, чтобы Ясон смог завладеть Золотым Руном -- все это примеры чародейства. Чародейство распространилось из Европы в Африку и далее через Вест- Индию в Китай, не ограничиваясь определенным периодом времени, не соотносясь с христианством (фактически оно существовало еще до него), редко преследовалось властями и никогда не вызывало массовых кровопролитий. Чародейство возникло из попыток управлять добрыми или злыми силами и развилось, когда общество достигло определенной стадии развития. Колдовство было частью религии, чародейство - составляющей фольклора. Подобное определение колдовства, считавшегося, с религиозной точки зрения, преступлением сознания, воображения или мотивации не оспаривалось, это понятие не имело никакого другого значения в то время, когда колдовство властвовало над умами, жизнью и смертью. Его разделяли как католические, так и протестантские теологи, судьи, адвокаты, профессора и администраторы. В 1580г. адвокат Жан Боден дал юридическое определение ведьмы как "пытающейся перенести законы господа на договор с Дьяволом". В 1599г. католический демонолог дель Рио определял колдовство как "умение совершать чудеса, выходящие за пределы общепринятого понимания, благодаря силе, получаемой через договор с дьяволом". В 1653г. определение дель Рио повторил сэр Роберт Фил-мер, судья, приверженец англиканской церкви : "Колдовство является действием, служащим для совершения чудес с помощью дьявола, в пределах дозволенного Господом". В 1671г. Эдвард Филлипс, племянник Джона Мильтона, писал, что колдовство - "явное порочное действие, посредством которого, с помощью дьявола или злых духов, могут быть произведены некоторые чудеса, находящиеся вне понимания людей". Коттон Мазер написал в труде об американских колониях: "Колдовство является совершением странных и большей частью порочных деяний, совершаемых при помощи злых духов".
Домашнее задание: 1. В чем разница колдовства и чародейства? (составить таблицу) 2. Приведите другие исторические примеры колдовства. 3. Дайте свое собственное определение колдовству.
|